Выход на рынок ЮАР: подробная информация для экспортеров

Новости ЦПЭ

Выход на рынок ЮАР: подробная информация для экспортеров 26.09.2023

Выход на рынок ЮАР: подробная информация для экспортеров

Требования к документации, сертификатам, подтверждающим качество и безопасность ввозимой в ЮАР продукции

К основным законам, регулирующим внешнеторговые операции в ЮАР, относятся:

1. Закон о таможенном регулировании и налогах (Customs and Excise Act, 1964), посвященный вопросам регулирования импорта, экспорта, запрета и ограничения ввоза товаров, расчета и уплаты таможенных платежей, налогов и других сборов, определения страны происхождения товара, таможенным брокерам и агентам, другим подобным вопросам.

2. Закон о международной торговой администрации (International Trade Administration Act, 2002), предусматривающий регулирование вопросов проведения антидемпинговых расследований, определение наличия демпинга, нормальной стоимости товара, экспортной цены.

3. Закон о налоге на добавленную стоимость (Value-added Tax Act, 1991) регулирует вопросы, связанные с оплатой НДС при ввозе в страну товаров.

4. Закон о защите потребителей (Consumer Protection Act, 2008) определяет условия добросовестной торговли, устанавливает стандарты защиты потребителей, информационного обеспечения, добросовестной торговой практики и регулирует другие вопросы, связанные с торговой деятельностью в стране.

5. Закон о безопасности мясной продукции (Meat Safety Act, 2000) регулирует вопросы безопасности и гигиены мясной продукции, определяет стандарты для скотобоен, вопросы импорта и экспорта необработанного мяса.

6. Закон о банковской деятельности (Bank Act, 1990) является основополагающим актом, регулирующим банковскую деятельность в стране, так же как операции с иностранной валютой.

7. Закон об алкогольной продукции (Liquor Products Amendment Act, 1989) регулирует вопросы производства, продажи, импорта и экспорта определенных видов алкогольной продукции (вино, фруктовые алкогольные напитки, алкогольные напитки, ликеры), их состава.

8. Закон об удобрениях, кормах, ветеринарных лекарствах (Fertilizers, Farm Feeds, Agricultural Remedies, and Stock Remedies Act, 1947) регулирует вопросы регистрации удобрений, кормов, ветеринарных лекарств, лабораторий по стерилизации, операторов, занятых в сфере контроля за вредителями, и определяет условия запрета или ограничения импорта, продажи, приобретения, утилизации и использования удобрений, кормов и ветеринарных лекарств.

9. Закон об обороте табачной продукции (Tobacco Products Control Act, 1993) устанавливает максимальные значения содержания смол, никотина и других веществ в табачной продукции.

Особенности таможенного контроля при ввозе продукции на территорию ЮАР

ЮАР, являясь членом таможенного союза SACU, применяет единый внешний тариф (Common External Tariff, CET), согласованный и установленный всеми членами этого таможенного союза на основе режима наибольшего благоприятствования. В отдельных случаях оказывается, что этот тариф не всегда выгоден отдельным членам союза.

Южноафриканский тариф базируется на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 2007 г. Всего определено 6695 товарных позиций по 8 знакам. Полный актуальный действующий импортный тариф ЮАР можно загрузить по ссылке: http://www.sars.gov.za/AllDocs/LegalDoclib/SCEA1964/LAPD-LPrim-Tariff-2012−04%20-%20Schedule%20No%201%20Part%201%20Chapters%201%20to%2099.pdf

Страны-члены союза периодически пересматривают политику таможенных ограничений, корректируя ее в соответствии со своими интересами.

По согласованию между членами союза средний уровень ставки импортных тарифов был снижен с 11,4% в 2002 г. до 8,1% в 2009 г. При этом основное внимание было уделено переносу защитных мер в сферу торговли продукцией сельского хозяйства. Так, средний уровень тарифа этой группы товаров был зафиксирован на отметке 10,1% (в 2009 г.), тогда как в 2002 г. этот показатель был равен 9,6%. Средняя ставка на не сельскохозяйственные товары была снижена с 11,6% (в 2002 г.) до 7,8% (в 2009 г.).

Структура тарифа также претерпела изменения в сторону упрощения. Так, количество позиций, по которым установлены ставки «ad valorem», в 2009 г. было доведено до 96,8% с имеющихся 75% в 2002 г. Количество товарных позиций с фиксированной импортной ставкой было снижено с 1774 (в 2002 г.) до 98 в 2009 г. Количество позиций со специфическими ставками было также сокращено со 195 (в 2002 г.) до 109 в 2009 г.

Смешанные ставки тарифов применяются к сельскохозяйственной продукции, углю, текстильным товарам и обуви. Специфические пошлины, в основном, применяются к 94 позициям сельхозпродукции, углю, некоторым позициям текстильных товаров. Эти ставки, установленные на принципе «ad valorem», варьируются в пределах от «0%» до «60%». Комбинированные пошлины больше не устанавливаются странами — членами союза, но все еще имеются некоторое количество тарифных позиций, по которым ставки рассчитываются по формуле.

В таможенном союзе закреплено обязательство по установлению тарифов для всех стран-членов союза на принципе «ad valorem». Установление ставок странами-членами союза по другим принципам может привести к несоответствию с их индивидуальными обязательствами по ВТО.

Южная Африка в соответствии с обязательствами по ВТО имеет полномочия по установлению тарифных квот на импорт текстильных товаров, одежды и некоторых видов сельхозпродукции (мясомолочные продукты, зерновые, чай, кофе, табак, вина, хлопок), хотя в отношении сельскохозяйственных товаров этот вид тарифов не применялся. Большинство квот (70%) были определены по историческому принципу, 20% были выделены для поддержки малого и среднего бизнеса и 10% - для компаний, участников программы широкомасштабного вовлечения чернокожего населения в экономическую деятельность (BBB-EE).

К импорту из Российской Федерации применяются обычные ставки импортного тарифа, квотные ограничения по каким-либо товарным группам не установлены.

Южная Африка применяет торговые санкции, введенные Советом Безопасности ООН, Африканским Союзом или Сообществом развития Юга Африки. Ограничения также вводятся в соответствии с международными обязательствами ЮАР (например, по Конвенции по международной торговле исчезающими видами (дикой) флоры и фауны).

ЮАР, как член ВТО, активно использует национальное нормативно-правовое регулирование по защите внутреннего рынка, основываясь на Соглашении ВТО о применении статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 (Agreement on Implementation of Article VI of the General Agreement on Tariffs and Trade 1994).

В соответствии с Законом о международной торговой администрации — International Trade Administration Act 2002, в 2003 г. в ЮАР был учрежден орган — Комиссия по международному торговому администрированию (International Trade Administration Commission, ITAC), в обязанности которой входят вопросы проведения антидемпинговых расследований, определение наличия демпинга, нормальной стоимости товара, экспортной цены.

В 2017 календарном г. южноафриканской стороной антидемпинговых расследований инициировано не было. В мае 2017 г. для защиты национальных производителей стали была ведена дополнительная пошлина на импорт горячекатаного листового проката в размере 12% на 3 г. с ежегодным ее снижением на 2%.

Обычно, по практике проведения расследований отмечается длительность процедур. Так, по проведенным расследованиям среднее время, занятое на эту работу, составило 482 дня (240 дней — на предварительное расследование и 253 — на вынесение окончательного решения).

Местное законодательство мало различает местных производителей и импортеров. Импортеры и экспортеры для ведения бизнеса в ЮАР должны быть зарегистрированы в Южноафриканской службе налогов для целей налогообложения, в случае если стоимость товаров превышает 20,0 тыс. рэндов (примерно 2,0 тыс. долл. США). Регистрация, в среднем, занимает один день, после чего заявитель получает таможенный кодовый номер. Этот номер должен быть вписан во все таможенные декларации. Однако имеется возможность в случае срочной поставки (экспорт/импорт) товара использовать общий номер, выдаваемый таможенной службой зарегистрированным трейдерам.

Все сопроводительные документы (коносамент, коммерческие счета и т. п.) подаются в таможенную службу вместе с таможенной декларацией в порту перед поставкой товара. Коммерческий счет должен содержать все необходимые реквизиты, позволяющие таможенным чиновникам определять стоимость товара для начисления таможенной пошлины.

Сертификат и декларация о стране происхождения необходимы в случае применения преференциального режима или установления антидемпинговых и компенсационных пошлин. Разрешение на импорт также необходимо для товаров, включенных в список продукции, подпадающей под это регулирование.

Товары, импортируемые в ЮАР, подлежат обложению таможенными пошлинами и местными налогами, включая налог НДС, акцизам (на вино, пиво, другие алкогольные напитки, топливо и др.) и сборам (некоторые виды сельскохозяйственных товаров, экологический налог, и т. п.). С 2004 г. в ЮАР был введен налог (Environmental Levy for Plastic Bags) на пластиковые пакеты и мешки, независимо от того произведен он на местном рынке или импортирован, в 2018 г. составляет 12 центов. Специальный сбор установлен на некоторые виды нефтепродуктов, также независимо от того, произведены они на местном рынке или импортированы. Так, например, на бензин установлен сбор в размере 3,37 рэндов на литр [1].

С 1 апреля 2018 г. ставка налога на добавленную стоимость (НДС), применяемого к большинству местных и импортируемых товаров, увеличена с 14% до 15%. Товары, предназначенные на экспорт, некоторые базовые пищевые товары (темные сорта хлеба, кукурузная мука, куриные яйца, молоко, фрукты и овощи), некоторые товары, используемые в сельском и фермерских хозяйствах (корма, семена, удобрения, пестициды, ветеринарные препараты), некоторые виды топлива (парафин, дизельное топливо, газолин), международные перевозки грузов и пассажиров освобождены от уплаты этого налога в настоящее время, однако данный подход может быть пересмотрен при планировании бюджета на последующие годы, где нулевые ставки НДС могут быть упразднены.

Налогом на добавленную стоимость не облагаются финансовые услуги, подарочные товары и услуги, некоторые виды образовательных, транспортных и жилищных услуг. Также этим налогом не облагается временный ввоз/вывоз товаров.

Налог НДС начисляется на базе «местного рынка» для национальных товаров и на базе таможенного ФОБ (ФОБ +невозвращаемые таможенные пошлины) + 10% - для импортируемых товаров.

Товары, ввозимые из Южноафриканского таможенного союза (Southern African Customs Union, SACU), не облагаются таможенными пошлинами и акцизами. Преференциальный режим предоставляется товарам из стран-членов SADC и странам, имеющим двусторонние договоры о свободной торговле (ЕС, EFTA, Малави, Мозамбиком, Зимбабве).

Товары, разрешенные к временному ввозу в ЮАР для целей переработки, ремонта, очистки или обогащения, переделки или производства товаров для экспорта, освобождены от уплаты таможенных пошлин и акцизов. Товары, временно ввезенные, а затем реэкспортированные обратно в страну, откуда они ввезены, также не подлежат оплате импортных пошлин.

Товары, ввезенные из «бондового» таможенного склада на территорию страны, подлежат обложению импортными пошлинами и налогами. Товары, импортированные для переработки в специальных индустриальных зонах (IDZ), не облагаются налогами и пошлинами. Импортные товары также могут быть ввезены на условиях возврата налогов при условии размещения в Таможенных контрольных зонах (CCA), совмещенных с IDZ.

Процесс сертификации

Южная Африка имеет хорошо разработанный нормативный режим. Многие стандарты были разработаны в течение нескольких десятилетий и отражают требования к товарам и окружающей среде. Южноафриканское бюро стандартов (South African Bureau of Standards (SABS) (https://www.sabs.co.za/) является специализированным юридическим агентством Южной Африки, отвечающим за продвижение и поддержание стандартизации и качества товаров и услуг. 

SABS — это специализированное агентство Департамента торговли и промышленности (Department of Trade and Industry) (http://www.dti.gov.za/). Его задачи включают:

  • публикацию национальных стандартов;

  • тестирование и сертификацию продуктов и услуг по стандартам;

  • разработку технических регламентов;

  • мониторинг и обеспечение соблюдения законодательства о метрологии;

  • продвижение дизайна;

  • проведение обучения по аспектам стандартизации.

SABS аккредитован на национальном уровне Южноафриканской национальной системой аккредитации (South African National Accreditation System (SANAS) (http://www.dti.gov.za/agencies/sanas.jsp) и признан на международном уровне голландским Raad voor Accreditatie (RvA) (https://www.rva.nl/). SABS участвует в Международной организации стандартизации (International Organization of Standardization (ISO)) и Международной электротехнической комиссии (International Electrotechnical Commission (IEC) (https://www.iec.ch/).

SABS соответствует стандартам ISO, IEC и Европейского комитета по стандартизации (CEN). Стандарты Соединенных Штатов не действуют и не признаются. Британские и немецкие отраслевые стандарты признаются и пользуются преимуществами в системе SABS по историческим и техническим причинам.

Закон о стандартах, Nr. 29 из 1993 предоставил SABS право участвовать в нормативных актах, регулирующих защиту потребителей. Все стандарты разделяются на добровольные и обязательные. Только 53 из примерно 5000 стандартов SABS на самом деле являются обязательными. Однако, в зависимости от законов, другие стандарты также могут считаться обязательными (например, стандарты на электроэнергию).

Что касается защиты потребителей, SABS занимает жесткую позицию относительно компаний, которые нарушают обязательные стандарты. Это происходит после измененного Закона о защите прав потребителей 2008 года, который с 1 апреля 2011 года изменил многие аспекты бизнеса в Южной Африке, введя новое законодательство, касающееся производителей и поставщиков услуг. Эта правовая основа направлена на защиту потребителя посредством контроля над обязательствами по продуктам, сбытовой и маркетинговой практикой и справедливости в потребительских контрактах.

Производители имеют возможность проводить оценку своей продукции со стороны SABS. SABS имеет право прекратить продажу продукции, если она получает достаточное количество жалоб. Хотя такое бывает крайне редко.

Стандарты, изданные SABS, соответствуют Закону об охране окружающей среды и применяются для всего импорта и экспорта. Все иностранные компании, создающие себя в Южной Африке, должны иметь сертифицированную систему управления окружающей средой (EMS). Эта сертификация должна обновляться каждый год, чтобы гарантировать соблюдение компанией южноафриканских стандартов.

Директорат здоровья и качества растений (Directorate of Plant Health and Quality) в Национальном департаменте сельского хозяйства (National Department of Agriculture) (https://www.daff.gov.za) отвечает за установление стандартов для некоторых сельскохозяйственных продуктов. Эти стандарты охватывают такие аспекты, как состав, качество, упаковку, маркетинг и маркировку, а также физический, физиологический, химический и микробиологический анализ.

Испытания, оценка соответствия и маркировка

Обязательной сертификации в ЮАР, главным образом, подлежат электротехнические изделия, лекарственные препараты и медицинские изделия. Основные южноафриканские организации, участвующие в оценке соответствия это:

  • National Metrology Institute of South Africa (NMISA) (http://www.nmisa.org/_layouts/15/start.aspx#/Pages/default.aspx) — Национальный институт метрологии Южной Африки — разрабатывает первичные научные стандарты физических величин.

  • South African Bureau of Standards (SABS) (https://www.sabs.co.za) — Южноафриканское бюро стандартов — правительственное агентство, регулирующее стандарты.

  • South African National Accreditation System (SANAS) (http://www.dti.gov.za/agencies/sanas.jsp) — Южноафриканская национальная система аккредитации.

  • National Regulator of Compulsory Specifications (NRCS) (https://www.nrcs.org.za) — Национальный регулятор обязательных спецификаций — правительственное агентство, осуществляющее надзор за стандартами EHS и защитой потребителей.

В ЮАР действуют обязательные спецификации (Compulsory Specifications (CS) (https://www.gov.za/documents/national-regulator-compulsory-specifications-act-0) — это технические правила — аналоги технических регламентов, которые требуют соответствия продукта или услуги требованиям стандартов охраны здоровья, безопасности или защиты окружающей среды. Разработкой CS занимается NRCS. CS устанавливают как требования к товарам, так и порядок подтверждения соответствия.

Как и в других странах, часть товаров не требует обязательной сертификации, и гарантия соответствия может быть декларирована производителем под свою ответственность. Однако не все торговые партнеры готовы сотрудничать на таких условиях. Зачастую торговый партнер может потребовать гарантий соответствия продукта перед импортом. Такой гарантией обычно является сертификат соответствия. Производитель может пройти сертификацию и получить маркировку SABS. Для этого ему необходимо пройти несколько этапов:

  • Продукт должен соответствовать стандартам SABS / SANS

  • Затем продукт подлежит испытаниям

  • Ваша система качества оценивается по ISO 9000 или по другим стандартам качества

  • Если продукт и система качества соответствуют требованиям, выдается разрешение на применение маркировки

  • Регулярное тестирование продукта проводится в течение года, и дается обратная связь о результатах испытаний

  • Не реже двух раз в год проводится аудит системы менеджмента качества.

В результате производитель получает маркировку SABS:

В Южной Африке существует хорошо разработанный режим нормативных стандартов, который контролирует требования к маркировке для следующих категорий товаров:

  • химическая продукция;

  • электротехнические изделия;

  • продукты питания и товары для здоровья;

  • продукция машиностроения;

  • строительные материалы;

  • добыча полезных ископаемых;

  • услуги;

  • транспорт;

  • косметика.

Требования к содержанию этикеток относятся главным образом к текстилю, обуви и сумочкам, где должна отображаться постоянная этикетка с указанием производителя и страны происхождения. Этот процесс осуществляется Комиссией по международной торговле ЮАР (International Trade Administration Commission (ITAC) (http://www.itac.org.za/). Другие контролируемые импортные товары, подлежащие предварительной оценке (вредные химические вещества, фармацевтические препараты, бактериологические, ядерные / радиоактивные и опасные / летучие вещества), импортируются зарегистрированными импортерами, чьи требования к маркировке и содержанию этикетки определяются на специальной основе во время оценки соответствия продукта.

При реализации товаров в рознице импортируемые технические изделия должны содержать инструкции по безопасности или другие руководства пользователя на английском языке. Также для пользователя указывается информация об официальном южноафриканском сервисном агенте для продукта и, реже, информация об импортере продукта. В инструкции пользователя также указывается информация о гарантии.

Закон о защите прав потребителей в южноафриканских странах (CPA) в 2011 году дает потребителям больше юридического влияния при предъявлении претензий по возмещению убытков по товарам. Этот акт возлагает большую ответственность на иностранных производителей в дополнение к их дистрибьюторам в случае, если кто-то предъявит иск за ущерб. Допускается также конфискация активов иностранной компании в Южной Африке для выплат по убыткам, причиненным некачественным продуктом. Положения CPA особенно важны, когда речь заходит о маркировке. Производители должны проявлять особую осторожность в отношении любого продукта, для которого требуются предупреждающие этикетки или информационные листы, объясняющие использование продукта. Ответственность при этом несут как местный розничный торговец, так и производитель.

 


Возврат к списку