5 распространенных мифов о взаимодействии с налоговыми органами

Новости ЦПЭ

5 распространенных мифов о взаимодействии с налоговыми органами 28.05.2018

5 распространенных мифов о взаимодействии с налоговыми органами

Взаимодействие с налоговыми органами - неотъемлемая часть экспортного проекта, полная мифов и стереотипов. Предлагаем вам развенчать их.

Миф № 1. Просьбы, обещания и договоренности с инспектором по телефону имеют силу. ИЛИ: Сделай, как посоветовал инспектор по телефону, и он будет хорошо к тебе относиться и не придет к тебе с проверкой.
Этот миф довольно распространен и, к сожалению, приводит к неблагоприятным для предприятия последствиям. Во-первых, если действия предприятия не соответствуют закону, то кто бы ни просил их осуществить, он не может оградить предприятие от ответственности, связанной с осуществлением действий, не соответствующих закону. Во-вторых, принятые налоговые позиции в предприятиях, как правило, принимают во внимание большую совокупность факторов, то есть являются комплексными. Поэтому, поменяв один элемент в вашей позиции, вы можете поставить под удар всю позицию.
Если вы получили звонок из инспекции с просьбой внести изменения в ваши показатели или отчетность, будьте вежливы, узнайте Ф.И.О. и должность сотрудника, связавшегося с вами, поинтересуйтесь, в рамках каких положений законодательства действует инспектор, и попросите прислать запрос в письменном виде.  

Миф № 2 следует из первого. Любую просьбу налогового инспектора надо исполнить, поскольку он является представителем власти и его нельзя ослушаться.
Вся коммуникация с налоговыми органами осуществляется только в письменном виде и только в рамках процедур, предусмотренных законодательством. Закон не дает право налоговому инспектору устно требовать каких-либо действий от налогоплательщика.
Получив письменный запрос от налоговой инспекции, первым делом посмотрите, на какую статью НК РФ ссылается данный запрос. Сверьтесь, что НК РФ в этой статье предписывает сделать именно то, что написано в требовании. Если вы обнаружили, что содержание запроса не совпадает с требованиями Кодекса, то подготовьте письменный ответ в инспекцию, в котором отразите данную позицию. Если по звонку из инспекции вас (руководителя предприятия, главного бухгалтера или иного сотрудника) вызывают в инспекцию, следуйте все тому же алгоритму: будьте вежливы, узнайте Ф.И.О. и должность сотрудника, связавшегося с вами, поинтересуйтесь, в рамках каких положений законодательства действует инспектор, и попросите прислать запрос в письменном виде.
Помните, что вас лично или ваше предприятие нельзя привлечь к ответственности, если вы не исполните устную просьбу инспектора.

Миф № 3. Чем больше я расскажу и чем больше я предоставлю документов, тем лучше ко мне будет относиться инспектор.
Снова миф, основанный на очень личном восприятии отношений с налоговой инспекцией. И снова важно помнить, что содержание запроса на документы и информацию также регулируется НК РФ.
Например, если в отношении вашего предприятия проводится проверка правильности заявленного возмещения НДС, то, согласно ст. 88 НК РФ, налоговый орган имеет право истребовать с предприятия только документы, относящиеся к вычетам, то есть к вашим покупкам или импорту. Таким образом, если налоговый орган проверяет предприятие, осуществляющее отгрузки на экспорт и находящееся в позиции возмещения НДС, то вы можете ожидать требования только на следующие документы:
документы, подтверждающие вычеты НДС;
документы, подтверждающие нулевую ставку (согласно списку, ст. 165 НК РФ).
Если требование налогового органа о предоставлении документов и информации содержит в себе иные документы, снова проверьте, со ссылкой на какую статью НК РФ истребуются данные документы и в рамках какого мероприятия налогового контроля.

Миф № 4. Возмещение НДС получить невозможно.
До тех пор, пока в законе не содержится запрет на возмещение НДС, невозможность получить возмещение – это миф. Сегодня мы многократно обсуждали, что возмещение НДС связано с камеральной налоговой проверкой, и пришли к выводу, что проверка требует тщательной подготовки со стороны предприятия. Было бы ошибочным предполагать, что возмещение происходит мгновенно, по первому запросу налогоплательщика, и исключает взаимодействие с налоговыми органами.
Но если у вас есть все необходимые документы, из которых видна суть сделки, ваша сделка реальна, ваши поставщики благонадежны, то у вас есть обусловленное законом право требовать такое возмещение. Помните, что реализация данного права должна осуществляться согласно процедуре, предусмотренной законом, а не произвольно. До тех пор, пока вы не знаете, что может требовать налоговый орган и в какие сроки и на что вы сами имеете право, любое требование инспекции вам может казаться избыточным. Однако это чувство исчезнет, как только вы или ваши сотрудники изучат процедуру, а также права и обязанности вас самих и налоговых органов и будут им следовать. Вы с удивлением обнаружите, что соблюдение закона не ведет к негативным последствиям. ☺

Миф № 5. С налоговой инспекцией лучше не спорить.
Обычно именно так рассуждают те люди, которые даже не знают о том, каким именно образом можно было бы не согласиться с налоговой инспекцией, или более того, обжаловать действия ее должностных лиц.
НК РФ предусматривает различные механизмы и процедуры обжалования. Причем обжаловать можно как действия, так и бездействие должностных лиц налоговых органов, а также акты налоговых органов.
Узнать больше о налогообложении в экспорте, а именно: как выбрать систему налогообложения и налоговый режим с учетом вашей бизнес-модели; какие этапы экспортного проекта подвержены наибольшим налоговым рискам; какие документы следует подготовить экспортеру для получения льготной ставки НДС и как пройти налоговую проверку и взаимодействовать с налоговыми инспекторами, вы можете из семинара «Налоговые аспекты экспортной деятельности». Следите за нашими новостями.

Возврат к списку