Продовольствие стало одним из драйверов роста российского несырьевого экспорта

Новости ЦПЭ

Продовольствие стало одним из драйверов роста российского несырьевого экспорта 13.06.2018

Продовольствие стало одним из драйверов роста российского несырьевого экспорта

Экспортные поставки продовольствия показали лучшую стоимостную динамику среди несырьевых товаров в 2016 году: рост составил 6,6 %, до 15,2 млрд долл. Это второй результат в истории, уступающий только рекорду 2014 г. (16,7 млрд долл.).
Значительный рост экспорта в стоимостном выражении показали пшеница, кукуруза, подсолнечное масло, ракообразные, мороженая рыба, семена льна, зернобобовые, подсолнечник, сахар, соевое масло, мясо птицы, шоколадные изделия, свинина. В количественном выражении положительная динамика отмечена по еще более широкому спектру продукции.
ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА
Ведущее положение в структуре экспорта занимает зерно и продукты перемола (41 % в 2016 г.). Главной статьей является пшеница, на которую приходится 1/4 — 1/3 российского экспорта продовольствия. Другие ключевые товары — кукуруза, ячмень и зернобобовые, экспорт которых измеряется сотнями миллионов долларов; а также рис, пшеничная мука, обработанное зерно злаков, пшеничная клейковина, где счет идет на десятки миллионов.
Рыба и морепродукты занимают 20 % российского продовольственного экспорта. Ключевыми статьями выступают мороженая рыба и ракообразные, существенный вес имеет рыбное филе, из остальных позиций выделяются моллюски.
Масложировая продукция составила 18 % российского экспорта продовольствия. Ключевой товар — подсолнечное масло, на которое приходится более половины поставок, другие важные — соевое масло, семена льна, рапсовое масло, маргарин, с 2015 г. также соя, в отдельные годы — подсолнечник.
На готовые продукты питания в 2016 г. пришлось 13 % российского экспорта продовольствия. Основные экспортные позиции в этом сегменте — шоколадные изделия, мучные кондитерские изделия, сахаристые кондитерские изделия, концентраты кофе и чая, соусы и приправы, макаронные изделия, приготовленные фрукты и орехи, жевательная резинка, детское питание.
На остальные сегменты суммарно приходится менее 10 % продовольственного экспорта России. Наиболее заметный среди них — напитки, с долей свыше 2,5 %, вес каждого из прочих составляет примерно 1,5 %.
ГЕОГРАФИЯ ЭКСПОРТА
Российский экспорт продовольствия имеет широкую географию, существенные поставки ведутся более чем в 100 стран. Ключевыми импортерами выступают Китай (10,1 % в 2016 г.), Турция (9,2 %), Египет (7,9 %), Республика Корея (7,8 %) и Казахстан (7,1 %), другими наиболее важными в 2016 г. были Нидерланды, Украина, Азербайджан, Иран, Бангладеш. Позиции лидеров год от года меняются: в предыдущие три года лидером была Турция, а в 2011–2012 гг. — Египет.
Наиболее значительно в 2016 году увеличился экспорт продовольствия в Китай (+252 млн долл.), Египет (+223 млн), Бангладеш (+147 млн), Нидерланды (+131 млн), Ливан (+123 млн), Марокко (+118 млн), Судан (+78 млн) и Нигерию (+71 млн). Впервые были осуществлены крупные поставки в Камерун, Кот-д’Ивуар, Венесуэлу и Мали.

Возврат к списку